Анализ причин отставания в конкурентоспособности российских предприятий указывает, прежде всего, на низкий уровень оснащенности производства современными технологиями, а также на наличие рыночных и институциональных ограничений, препятствующих внедрению современных технологий.
Морально устаревшая технологическая база определяет низкую конкурентоспособность секторов российской экономики по уровню затрат энергоресурсов и экологического воздействия относительно мировых лидеров.
Экологическая доктрина РФ предусматривает "внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности" с целью снижения загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также сокращения удельной энергоемкости и ресурсоемкости продукции и услуг.
В настоящее время в РФ формируется перечень приоритетных мер с целью отказа от использования устаревших и неэффективных технологий, осуществляется переход на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и внедрения современных технологий; разрабатывается нормативно-правовая база для перехода на нормирование допустимого воздействия на окружающую среду с использованием принципов НДТ, интеграция основных принципов их применения в национальную систему регулирования производства продукции (товаров), выполнения работ и оказания услуг.
Нормативно-правовое поле в области перехода на принципы НДТ и внедрения современных технологий в настоящее время представлено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и рядом правительственных постановлений и распоряжений.
Термин "наилучшая доступная технология" в соответствии со ст.1 п.1 вышеуказанного закона представляет собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемую на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.
НДТ будут включать в себя:
- общую информацию о рассматриваемой области промышленности;
- описание технологических процессов, используемых в настоящее время;
- текущие уровни эмиссий в окружающую среду;
- экономические аспекты реализации НДТ;
- перспективные технологии.
С целью реализации положений закона был выпущен целый ряд законодательных и нормативных актов, регламентирующих разработку информационно-технических справочников (ИТС) по НДТ, содержащих базовую информацию о нормативах воздействия на окружающую среду.
Информационно-технические справочники по НДТ должны содержать следующие сведения:
- основные экологические проблемы, характерные для отрасли, производства;
- технологическое описание основных производственных процессов;
- методологию определения наилучшей доступной технологии;
- оценку преимуществ для окружающей среды при применении НДТ;
- данные по ограничению применимости НДТ;
- показатели выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов, потребления ресурсов и энергии на протяжении производственного цикла;
- экономические показатели НДТ;
- сведения о новейших НДТ, находящихся в стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или опытно-промышленного внедрения;
- методы, применяемые в основных технологических процессах для снижения воздействия на окружающую среду, не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- перечень основного технологического оборудования, используемого при применении НДТ;
- иные сведения, имеющие значение для практического применения технологии.
Для обеспечения деятельности по разработке справочников создан комитет по стандартизации ТК 113 "Наилучшие доступные технологии" и Бюро наилучших доступных технологий.
Распоряжением от 24.12.2014 г. № 2674 утвержден Перечень областей применения НДТ, содержащий более трех десятков отраслей экономики, предприятия которых должны внедрять НДТ или демонстрировать уже достигнутое соответствие требованиям НДТ и получать комплексные экологические разрешения (КЭР).
Приказами Росстандарта от 15 декабря 2015 г. № 1571-1580 утверждены разработанные 10 первоочередных ИТС по 10 отраслям промышленности, определенным Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 2178-р "О поэтапном графике создания в 2015-2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий". Дата введения их в действие 1 июля 2016 года. Справочники опубликованы на официальном сайте Росстандарта (www.fsa.gov.ru) и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2014 № 398-р разработан проект Концепции реализации перехода на принципы НДТ и внедрения современных технологий в промышленном секторе.
Целями данной Концепции являются создание условий, необходимых для повышения глобальной конкурентоспособности и снижения импортозависимости секторов российской промышленности на мировой арене, обеспеченных посредством перехода на принципы НДТ.
Настоящая Концепция базируется на базе действующих нормативно-правовых актах (НПА) и представляет собой сводный план мероприятий, способствующих процессу внедрения НДТ и реализуемых различными федеральными органами исполнительной власти.
Переход российской промышленности на принципы НДТ предполагается осуществить в 2015 – 2025 г.г. в 2 этапа.
На I этапе (2015 – 2017 г.г.) предполагается:
- Разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, обеспечивающих реализацию целей, задач и мероприятий Концепции;
- Разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей совершенствование нормирования в области охраны окружающей среды и переход промышленности на принципы НДТ – в период 2014 – 2017 г.г.
- Создание справочников НДТ. Первый этап - 2015 г. – 10 справочников. Второй этап - 2016 г. – 12 справочников. Третий этап - 2017 г. – 25 справочников.
- Установление технологических показателей НДТ – в шестимесячный срок после опубликования справочников НДТ.
- Уточнение перечня мероприятий, основных показателей и индикаторов, оценивающих результативность и эффективность реализации Концепции – ноябрь-декабрь 2017 г.
На II этапе (2018 – 2025 г.г.) предполагается:
- Доработка системы выдачи, мониторинга, контроля и оценки эффективности экологических разрешений – в течении 2018 г.
- Выдача первых комплексных экологических разрешений (КЭР) – с 1 января 2019 г. по 1 января 2025 г.
Согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ, внедрение и использование НДТ предполагает экономическое стимулирование субъектов хозяйственной деятельности в части порядка начисления платы за негативное воздействие, налоговых льгот и иных мер государственной поддержки, в том числе содействия в осуществлении инвестиционной деятельности для внедрения НДТ и иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Меры государственной поддержки планируется предоставлять при реализации следующих мероприятий:
а) проектирование и внедрение НДТ;
б) проектирование и внедрение обеспечивающих соблюдение требований в области охраны окружающей среды:
- систем оборотного и бессточного водоснабжения;
- центральных и локальных (для отдельных объектов хозяйственной и иной деятельности) сооружений, установок и цехов по очистке сточных и дренажных вод, по переработке жидких отходов и осадка сточных вод;
- сооружений и оборудования по улавливанию выбрасываемых веществ (установок очистки газа), их утилизации, по сжиганию и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух;
- оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;
- оборудования по сортировке, обезвреживанию, использованию отходов производства и потребления;
в) закупка и установка:
- автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом и объемом сбросов сточных вод;
- автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно нормам этого закона, требования в области охраны окружающей среды дифференцируются в зависимости от категории объекта. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, обязаны получить КЭР, а на объектах II категории – представить декларацию о воздействии на окружающую среду.
На современном этапе развития российской экономики перед бизнесом стоит задача практического объединения трех взаимосвязанных целей: экономической эффективности, экологической ответственности и социальной активности. При этом основное внимание следует уделить достижению синергетического эффекта при практической реализации высоких экологических обязательств и их положительного воздействия на финансово- экономические показатели и конкурентоспособность бизнеса (особенно в средне- и долгосрочном периодах). Это возможно при переходе на модель технологического нормирования на основе НДТ.
В рамках скорейшего внедрения НДТ на практике стоит острый вопрос об ознакомлении руководителей и специалистов предприятий с данным направлением.
Подготовка кадров в области НДТ реализуется Росстандартом в рамках деятельности Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) (АСМС), осуществляющей тесное взаимодействие с Бюро НДТ, созданного Росстандартом для координации деятельности технических рабочих групп при разработке справочников НДТ.
В настоящий момент АСМС и Бюро НДТ реализует комплекс мероприятий в части подготовки кадров в области НДТ, по трем основным направлениям:
- проведение аудита;
- внедрение НДТ на предприятии;
- деятельность регулирующих и контрольно-надзорных органов.
Внедрение в РФ принципов НДТ является основой перехода к такой модели государственного регулирования деятельности российских предприятий, которая позволит им задействовать в процессе регулирования добровольные инициативы, программы и системы поощрения, разработанные самим бизнес-сообществом.
Таким образом, построение системы государственного регулирования на основе принципов НДТ направлено на одновременное решение задач как экологической, так и промышленной политики РФ, поскольку применение современных технологий и модернизированного технологического оборудования, приобретенного, в том числе, с государственной поддержкой, ведет не только к соблюдению природоохранных требований, но и к стабильному и инновационному развитию промышленности, достижению и поддержанию высокой конкурентоспособности национальной экономики, импортозамещению и повышению конкурентоспособности промышленной продукции, производимой на территории РФ.