Государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта будут информировать надзорные органы о выявленных нарушениях в области обеспечения единства измерений.
25 июня 2018 г. издан приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) №1284 «Об утверждении Порядка мониторинга и информирования надзорных органов об имеющихся нарушениях в области обеспечения единства измерений на территории Российской Федерации организациями, подведомственными Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии».
В соответствии с утвержденным Порядком ФБУ ЦСМ получили право осуществлять сбор, обработку, регистрацию и анализ информации о нарушениях обязательных требований в сфере государственного регулирования. Мониторинг нарушений проводится на основе анализа обращений от физических и юридических лиц, и информации, полученной при выполнении метрологических работ.
Полученная в ходе мониторинга информация ежемесячно будет направляться в Управление государственного надзора и контроля Росстандарта для формирования плана контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Перечень видов нарушений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежащих регистрации при осуществлении мониторинга:
1. При проведении мониторинга состояния и применения средств измерений и стандартных образцов:
- несоответствие измерений, средств измерений (составных частей, программного обеспечения) и стандартных образцов обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
- несоблюдение установленных правил проведения поверки средств измерений, и требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке;
- отсутствие документов, подтверждающих право выполнения тех или иных метрологических работ;
- отсутствие и сохранность в местах, предусмотренных конструкциями средств измерений, средств ограничения доступа (пломб) к составным частям средств измерений (включая программное обеспечение), а также их достаточности для предотвращения несанкционированных настроек и вмешательства, которые могут повлиять на значения метрологических характеристик и результатов выполненных измерений;
- наличие недопустимых повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, влияющие на метрологические характеристики;
- несоблюдение правил, предусмотренных эксплуатационными документами на средства измерений, при их использовании по назначению;
- несоответствие квалификации персонала, эксплуатирующего средства измерений уровню требований, соответствующему их сложности;
- несоответствие условий эксплуатации средств измерений требованиям нормативных документов (несоответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д.);
- несоответствие условий эксплуатации стандартных образцов требованиям документации, устанавливающей указанные требования;
- несоблюдение требований к монтажу и установке средств измерений, предусмотренных эксплуатационными документами на средства измерений;
- несоблюдение порядка и правил выполнения подготовительных и завершающих операций, предусмотренных эксплуатационными документами на средства измерений;
- несоблюдение правил выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений, предусмотренных требованиями эксплуатационной (ремонтной) документации, отсутствие условий для выполнения данных работ и несоответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;
- несоблюдение правил хранения средств измерений, которые не используются постоянно;
- использование стандартных образцов с истекшим сроком годности;
- несоответствие условий размещения средств измерений основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.
2. При проведении мониторинга методик (методов) измерений:
- отсутствие документального подтверждения аттестации методик (методов) измерений, применяемых в сферах государственного регулирования; - отсутствие сведений об аттестованных методиках (методах) измерений, применяемых в сферах государственного регулирования, в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;
- несоответствие фактических условий применения методик (методов) измерений условиям, регламентируемым в документе на данную методику;
- несоблюдение требований к полноте и правильности проведения процедуры измерений в соответствии с требованиями документа на методику (метод) измерений.
3. При проведении мониторинга состояния и применения эталонов:
- отсутствие или неверное оформление свидетельств о поверке или сертификатов о калибровке эталонов;
- отсутствие или неверное оформление документов по аттестации эталонов, их утверждению и регистрации;
- отступления от графика аттестации эталонов;
- осуществление поверки (калибровки) эталонов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не обладающими правами на проведение данных работ;
- несоответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям документации, устанавливающей указанные требования.
4. При осуществлении мониторинга соблюдения метрологических правил и норм, нормативных правовых документов по обеспечению единства измерений:
- отсутствие полного комплекта актуальной документации, необходимого для осуществления определенного вида метрологической деятельности;
- невыполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований по организации и проведению измерений;
- отклонение условий, в которых проводят измерения и испытания от установленных требований;
- несоответствие квалификации персонала, выполняющего измерения и испытания установленным требованиям;
- несоблюдение правил применения и написания единиц величин, допущенных к применению в Российской Федерации;
- неправильное обозначение метрологических характеристик средств измерений;
- неправильное применение наименований и обозначений средств измерений и эталонов.
5. При осуществлении мониторинга соблюдения метрологических правил и норм, при осуществлении расфасовки и продажи фасованных товаров в различных упаковках:
- отсутствие или неправильное использование правил отбора образцов фасованных товаров в выборку, предназначенную для контроля;
- отсутствие или нарушение правил отбора при контроле за количеством фасованных товаров в индивидуальных упаковках с различным номинальным количеством потребительского товара в каждой упаковке;
- отсутствие или нарушение правил осуществления методов контроля, не разрушающих упаковки;
- отсутствие или неправильное использование правил оценки количества товара в упаковке, измерения количества товара в индивидуальных упаковках, обработки результатов измерений выборки и формирования выводов по результатам контроля.